Всем нам знакомы атрибуты так называемого «мещанского» интерьера – обилие подделок под известные брэнды, нагромождение разношерстной мебели, мягких подушек, статуэток, вазочек и пуфов, радикальные цветовые и стилевые решения, а точнее полное их отсутствие. Но мало кто знает, что у этой мещанской безвкусицы есть тезка – интерьерный стиль Бидермейер.
В первой трети 19 века в Германии и Австрии, сменяя величественный Ампир, распространяется качественно новый стиль интерьера – так называемый Постампир, его ослабленный и совсем не претенциозный вариант. Главными принципами этого стиля выступают удобство и уют. Впоследствии этот чисто немецкий формат Ампира получил ироничное название "бидермейер" (стиль получил свое название благодаря шутливому псевдониму «Готлиб Бидермейер», популярному среди немецких поэтов, и бывшим синонимом «мещанства»). Бидермейер процветал в германских и австро-венгерских землях до середины века. В остальной Западной и Центральной Европе уже с 1830 года началось полное стилевое безвременье.
Небольшой экскурс в историю. Первая половина 19 века стала для Австрийской империи эпохой глобальных перемен. В этот период была создана система полицейского государства, характерными чертами которой стали наличие цензуры, шпионажа за гражданами страны и т. п. В результате подобного произвола властей общественная жизнь пребывала в состоянии полного кризиса. В Германии также наступил период Реставрации, когда были ликвидированы институты Французской империи, и шло восстановление в правах дворянства и монархии. И даже объединение раздробленной Германии и Австрии в единый Германский союз существенно не изменило ситуацию, в странах хватало проблем. Бидермейер и был рожден желанием бюргерского общества отмежеваться от общественных проблем и глобальных катаклизмов, ограничиться комфортным и спокойным существованием в своём "уютном мирке". Так, на смену революционному куражу пришел бюргерский послевоенный настрой на отдых и умиротворение в повседневности. Cтиль Бидермейер не произвел переворота в искусстве организации жилого пространства - он явился следствием буржуазной практичности в отборе и сочетании наиболее привлекательных с точки зрения обывателя форм и черт предшествующих стилей.
Жилой интерьер в стиле Бидермейер, несмотря на обилие составляющих, должен производить целостное впечатление. Поэтому хорошо оформлять в этом стиле целые квартиры или этажи. Помещения должны быть просторными и светлыми; в одном из углов допускается одна круглая ниша, оформленная живыми вьющимися растениями. Весьма разнообразная мебель (комоды, шкафы, секретеры, трюмо, столики и столы с раздвижными, откидными или выдвижными столешницами) равномерно располагается по всему пространству комнаты. Потолки невысокие, оконные проемы глубокие, стены должны быть оклеены простыми белыми обоями, либо белыми с узорами (цветы, полоски) в светлых тонах. Воздушные муслиновые занавески, теплые коричневые тона полов, развешанные на стенах миниатюры, акварели и гравюры – все это внесет в ваш дом настроение уюта и интимности. Квартира, оформленная в стиле Бидермейер, может служить образцом веселого и уютного жилья.
Нет ничего проще, чем приобрести мебель в стиле Бидермейер. Практически все производители мебели до сих пор с успехом используют этот стиль, ибо его девиз – не декоративность, но практичность. Мебель в стиле Бидермейер довольно эклектична, весьма затруднительно выделить какие-то ее определенные отличительные черты. Смешение всех стилей и упрощенное подражательство, как раз и являются общим признаком мебели Бидермейер. Она сочетает в себе элементы различных, уже пройденных стилей, с современными требованиями красоты и комфорта. Вся мебель, представленная современными мебельными производителями под обобщенным названием «ретро» и есть мебель в стиле Бидермейер.
Обстановку в стиле Бидермейер обязательно должны дополнять различные витрины, этажерки, угловые шкафчики, трюмо. Выставленные здесь на всеобщее обозрение фарфоровые вазочки, статуэтки, бисерные вышивки и прочие «домашние сокровища» сделают облик вашего дома неповторимым. Эпоху Бидермейера называли еще «эпохой бисера», ведь именно в этот период бисерное шитье становится настоящим искусством. Каждая уважающая себя хозяйка все свое свободное время проводила за рукоделием, украшая свой дом неповторимыми шедеврами. Отсюда и любовь к маленьким, так называемым «швейным» столикам, то тут то там расположенным по всей квартире, чтобы в любой момент можно было присесть и продолжить работу. Горожанки в то время всегда имели при себе декоративные мешочки со швейными принадлежностями. Отправляясь друг к другу в гости, дамы болтали о том о сем и вышивали бисером, уютно устроившись за одним из небольших полукруглых столов.
Комнатные растения, также одно из непременных украшений жилища в стиле Бидермейер. Большие, сочные растения содержатся в корзинах и вазах, установленных на специальных подставках - жардиньерках. Зелень играет одну из ведущих ролей в оформлении интерьера, ползучие растения высаживаются таким образом, что образуют трельяжи—зеленые изгороди, либо, с помощью внутренних поддерживающих конструкций, им придают шарообразную форму.
Что касается декора на стенах, то это в основном миниатюры, акварели и гравюры. Городской пейзаж был излюбленной темой мастеров Бидермейера. Украсьте свой дом городскими видами, изображениями старинных зданий и улиц, а также сценками из повседневной жизни той эпохи. Мода Бидермейера была весьма живописной, – дамы носили длинные платья с осиной талией и невообразимо широкими рукавами, из-за чего их называли «ветчинообразными» или попросту «бараний окорок». Мужчины же ходили в строгих фраках и цилиндрах, но уже сочетая их с цветными жилетами и светлыми длинными панталонами. Можно также самим изготовить и развесить по стенам так называемые «силуэты», как раз по моде тех лет.
Публикацией этой статьи мы поставили себе задачу привлечь внимание к этому еще недавно гонимому и презираемому эстетами стилю. Ведь эклектичность Бидермейера - хороший пример, как при помощи относительно скромных средств можно решить проблему гармоничного интерьера целого дома. Прибавьте к основным, выше перечисленным, стилевым чертам пару дуэльных пистолетов и декоративных сабель поверх турецкого ковра на стене, - вот вам и гостиная в турецком стиле. Об Африке вам напомнит фикус в горшке и львиная шкура на полу в кабинете. Попугай в клетке и аквариум с золотыми рыбками, лента колокольчика и небольшой расписной веер – добро пожаловать в Поднебесную! Интерьер в стиле Бидермейер членится на уютные уголки, каждый из которых с помощью декоративных деталей может быть оформлен так, как вам этого захочется. И если все-таки Бидермейер – это квинтэссенция мещанства и пошлости, то почему именно в эту эпоху творили Вольфганг Амадей Моцарт, Йозеф Гайдн и Людвиг ван Бетховен? Деятельность этих людей эпохи Бидермейера оставила неизгладимый след в истории и культуре всего человечества. И именно в эпоху Бидермейера в Вене жил и работал композитор Франц Шуберт, написавший в этом городе около 600 песен. Не трудно догадаться, в каком стиле были оформлены дома этих великих людей, не так ли?
24.06.2008Интерьер в готическом стиле: Окольцованная вечность
Знатоки называют Средневековье эпохой «окольцованной вечности», оставившей миру непреходящие культурные ценности. Именно поэтому одухотворенность готического стиля, его устремленность ввысь, его дематериализация даже через 5 веков продолжает занимать умы и волновать сердца.
10.06.2008Часы в интерьере
В Российских домах часы появились еще при Иване Грозном. Гораздо позже русские аристократы стали ценить в них не только точность хода, но красоту, и мастерство отделки корпуса, – в семьях стали создаваться целые коллекции часов, передаваемые из поколения в поколение.
20.05.2008Дизайн гостиной комнаты в молдавском стиле.
В Молдавии все праздники и торжества проходят в "каса маре" самой красивой комнате в молдавском доме. «Каса маре», эта красивая традиция, возникшая несколько веков назад, сегодня пользуется особенной популярностью у балканских народов и привлекает внимание дизайнеров всего мира. Предлагаем вашему вниманию один из вариантов дизайна гостиной комнаты.